vas_s_al (vas_s_al) wrote,
vas_s_al
vas_s_al

Дао. Философия жизни китайцев

Предлагаю вашему вниманию ещё одну книгу ratri
Прекрасная полиграфия имеет свою оборотную сторону. Я не знаю, как её обрабатывать.
Поэтому эта замечательная цветная красочная книжка "для чайников" была собрана мной из "сырых" сканов.
Немного проиграли в размере, но серьёзно выиграли в качестве.

К сожалению, в неё почему-то криво вставляется OCR. Если есть умельцы, которые знают как правильно обрабатывать книжки, где картинки не в специально отведенных для них местах, а фоном на всю страницу, и если есть умельцы, кто прикрутит OCR - будет здорово.

А книжку в руки взять приятно.
Китайцы молодцы.

Книжная серия "Поразительная китайская культура"
ДАО. Философия жизни китайцев
Автор: редакция русскоязычного журнала "Китай"

https://yadi.sk/i/FZevn3z0iTwmE


Слово от редактора
Жизненная мудрость китайцев
В 80-е годы 19-го в., после публикации «Исповеди», великий русский писатель Лев Толстой погрузился в углубленные раздумья о жизни. Он прочел огромное количество литературы по истории мировых религий, философских систем и выдающихся литературных произведений, отобрал ряд тонких суждений и максим, создал свою теоретическую систему жизненных ценностей. Работая над философскими памятниками разных времен и народов, он проштудировал и классические китайские каноны «Лунь юй» и «Дао Дэ цзин».
В дневниковой записи от 15 марта 1884 г. Толстой написал: «Эпиктет, Марк Аврелий, Лао-цзы, Блез Паскаль, Евангелие - это необходимые для всех книги». В 1910 г. Толстой завершил свое оригинальное итоговое произведение «Путь жизни», ставшее памятником философско-религиозной и этической мысли. В этой книге он обобщил собственную жизненную философию, осмыслив и переработав духовный опыт и мудрость не только Европы, но и Востока. В книге автор цитирует фрагмент из китайской классики - конфуцианского философского трактата «Чжун юн» («Срединное и Неизменное») (традиционно приписывается Цзы Сы, 5 в. до н. э.): «Если человек не учится (не изучает), а если и учится (изучает), но не преуспевает в этом, то пусть не отчаивается и не останавливается; если человек не задает вопросов, а если, и расспрашивает и не становится более знающим, то пусть не оставляет усилий; если человек не размышляет, а если и размышляет, но не обретает ясности, то пусть не оставляет усилий; если человек не полемизирует, а если и полемизирует, но не обретает понимания добра и зла, то пусть он постоянно прилагает усилия; если человек не поступает, а если и поступает, но не до конца целеустремлен, то пусть не отчаивается, будет верен. Если кто сумел сделать что-то за один раз, то мне может понадобиться и десять раз; чьи-то десятикратные усилия обернутся для меня стократными, а стократные - тысячекратными. Тот, кто следует этому правилу "постоянства усилия" - даже не зная, обретет мудрость, даже будучи слабым усилится».
Эти слова как раз поясняют цель выпуска книги, которую вы сейчас держите в руках. Китайцы считают, что никто не гений или не грешник от рождения. Может ли человек стать добродетельным? Это во многом зависит от его воспитания и самовоспитания. Если он сумеет поступать согласно правилам морали и нравственности, он сможет стать добрым человеком. Вот почему начиная с эпохи Конфуция китайцы ценили и ценят образование и особенно нравственное воспитание. Китайские мыслители и идеологи оставили нам глубокие размышления о жизни; сформировались разные идеологические школы, которые стали важной составляющей древней духовной цивилизации Китая.
Однако надо отметить, что по сравнению с древнегреческими философами и мыслителями идеи, выдвинутые древними китайцами, не являются результатом спекулятивных рассуждений, умозрений и заключений; китайцы не упорствуют в анализе концепций, и поэтому их системы взглядов и идей отличаются от «философии» в общепринятом смысле этого слова. Напротив, китайцы уделяют внимание размышлениям о реальной жизни. Для китайцев природа и космос - объективная данность, и поэтому вопросы космогонии, генезиса и онтологии не имеют значения. Жизни разных людей отличаются одна от другой, и это зависит от того, сколько усилий к обустройству и улучшению люди прилагают. Именно на эту проблему стоит обратить пристальное внимание.
Китайские мыслители трактовали жизнь человека под разным углом зрения, вот почему у них разные взгляды на развитие общества и человека. В эпохи Чуньцю (Весны и Осени, 770-476 гг. до н. э.) и Чжаньго (Воюющие царства, 475-221 гг. до н. э.) в Китае создавались и распространялись многие учения и системы взглядов, появилось много важных направлений мысли и школ: это и конфуцианство, и даосизм и военная школа, о которых мы рассказываем в этой книге. Буддизм пришел в Китай из Индии и постепенно был воспринят и «перекроен на китайский лад», трансформировался под влиянием традиционных китайских понятий и представлений; так был создан «чань-буддизм» (четыре основополагающих принципа которого - это «особая передача вне учения», «не опираться на слова и тексты», «прямое указание на сознание человека», «созерцая свою природу становиться буддой).
Прошла тысяча с лишним лет, а идеи и представления древних китайцев до сих пор оказывают влияние на жизнь населения Поднебесной. Мы стремились на реальных примерах показать, насколько отражаются упомянутые мысли и учения в современном китайском обществе и какова их жизненная сила. Чтобы понять китайцев, надо сначала понять путь развития идей и мышления китайцев.
Восточная философия сильно отличается от русской и европейской философии. Но как говорится в китайской поговорке, процитированной в книге «Путь жизни»: «Только чужими глазами можно увидеть свои недостатки». Кросс-культурная коммуникация Востока и Запада, Китая и России послужит взаимопониманию двух народов, обогащению знаний о наиболее общих законах развития природы, мира, общества и мышления, о человеческом опыте и истории человеческой мысли.
Будет здорово, если эта книга послужит достижению данной цели.

Хуан Хуэйчжу Главный исполнительный редактор журнала «Китай»
Tags: Китай, книга
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments