vas_s_al (vas_s_al) wrote,
vas_s_al
vas_s_al

Дао. Философия жизни китайцев

Предлагаю вашему вниманию ещё одну книгу ratri
Прекрасная полиграфия имеет свою оборотную сторону. Я не знаю, как её обрабатывать.
Поэтому эта замечательная цветная красочная книжка "для чайников" была собрана мной из "сырых" сканов.
Немного проиграли в размере, но серьёзно выиграли в качестве.

К сожалению, в неё почему-то криво вставляется OCR. Если есть умельцы, которые знают как правильно обрабатывать книжки, где картинки не в специально отведенных для них местах, а фоном на всю страницу, и если есть умельцы, кто прикрутит OCR - будет здорово.

А книжку в руки взять приятно.
Китайцы молодцы.

Книжная серия "Поразительная китайская культура"
ДАО. Философия жизни китайцев
Автор: редакция русскоязычного журнала "Китай"

https://yadi.sk/i/FZevn3z0iTwmE


Слово от редактора
Жизненная мудрость китайцев
В 80-е годы 19-го в., после публикации «Исповеди», великий русский писатель Лев Толстой погрузился в углубленные раздумья о жизни. Он прочел огромное количество литературы по истории мировых религий, философских систем и выдающихся литературных произведений, отобрал ряд тонких суждений и максим, создал свою теоретическую систему жизненных ценностей. Работая над философскими памятниками разных времен и народов, он проштудировал и классические китайские каноны «Лунь юй» и «Дао Дэ цзин».
В дневниковой записи от 15 марта 1884 г. Толстой написал: «Эпиктет, Марк Аврелий, Лао-цзы, Блез Паскаль, Евангелие - это необходимые для всех книги». В 1910 г. Толстой завершил свое оригинальное итоговое произведение «Путь жизни», ставшее памятником философско-религиозной и этической мысли. В этой книге он обобщил собственную жизненную философию, осмыслив и переработав духовный опыт и мудрость не только Европы, но и Востока. В книге автор цитирует фрагмент из китайской классики - конфуцианского философского трактата «Чжун юн» («Срединное и Неизменное») (традиционно приписывается Цзы Сы, 5 в. до н. э.): «Если человек не учится (не изучает), а если и учится (изучает), но не преуспевает в этом, то пусть не отчаивается и не останавливается; если человек не задает вопросов, а если, и расспрашивает и не становится более знающим, то пусть не оставляет усилий; если человек не размышляет, а если и размышляет, но не обретает ясности, то пусть не оставляет усилий; если человек не полемизирует, а если и полемизирует, но не обретает понимания добра и зла, то пусть он постоянно прилагает усилия; если человек не поступает, а если и поступает, но не до конца целеустремлен, то пусть не отчаивается, будет верен. Если кто сумел сделать что-то за один раз, то мне может понадобиться и десять раз; чьи-то десятикратные усилия обернутся для меня стократными, а стократные - тысячекратными. Тот, кто следует этому правилу "постоянства усилия" - даже не зная, обретет мудрость, даже будучи слабым усилится».
Эти слова как раз поясняют цель выпуска книги, которую вы сейчас держите в руках. Китайцы считают, что никто не гений или не грешник от рождения. Может ли человек стать добродетельным? Это во многом зависит от его воспитания и самовоспитания. Если он сумеет поступать согласно правилам морали и нравственности, он сможет стать добрым человеком. Вот почему начиная с эпохи Конфуция китайцы ценили и ценят образование и особенно нравственное воспитание. Китайские мыслители и идеологи оставили нам глубокие размышления о жизни; сформировались разные идеологические школы, которые стали важной составляющей древней духовной цивилизации Китая.
Однако надо отметить, что по сравнению с древнегреческими философами и мыслителями идеи, выдвинутые древними китайцами, не являются результатом спекулятивных рассуждений, умозрений и заключений; китайцы не упорствуют в анализе концепций, и поэтому их системы взглядов и идей отличаются от «философии» в общепринятом смысле этого слова. Напротив, китайцы уделяют внимание размышлениям о реальной жизни. Для китайцев природа и космос - объективная данность, и поэтому вопросы космогонии, генезиса и онтологии не имеют значения. Жизни разных людей отличаются одна от другой, и это зависит от того, сколько усилий к обустройству и улучшению люди прилагают. Именно на эту проблему стоит обратить пристальное внимание.
Китайские мыслители трактовали жизнь человека под разным углом зрения, вот почему у них разные взгляды на развитие общества и человека. В эпохи Чуньцю (Весны и Осени, 770-476 гг. до н. э.) и Чжаньго (Воюющие царства, 475-221 гг. до н. э.) в Китае создавались и распространялись многие учения и системы взглядов, появилось много важных направлений мысли и школ: это и конфуцианство, и даосизм и военная школа, о которых мы рассказываем в этой книге. Буддизм пришел в Китай из Индии и постепенно был воспринят и «перекроен на китайский лад», трансформировался под влиянием традиционных китайских понятий и представлений; так был создан «чань-буддизм» (четыре основополагающих принципа которого - это «особая передача вне учения», «не опираться на слова и тексты», «прямое указание на сознание человека», «созерцая свою природу становиться буддой).
Прошла тысяча с лишним лет, а идеи и представления древних китайцев до сих пор оказывают влияние на жизнь населения Поднебесной. Мы стремились на реальных примерах показать, насколько отражаются упомянутые мысли и учения в современном китайском обществе и какова их жизненная сила. Чтобы понять китайцев, надо сначала понять путь развития идей и мышления китайцев.
Восточная философия сильно отличается от русской и европейской философии. Но как говорится в китайской поговорке, процитированной в книге «Путь жизни»: «Только чужими глазами можно увидеть свои недостатки». Кросс-культурная коммуникация Востока и Запада, Китая и России послужит взаимопониманию двух народов, обогащению знаний о наиболее общих законах развития природы, мира, общества и мышления, о человеческом опыте и истории человеческой мысли.
Будет здорово, если эта книга послужит достижению данной цели.

Хуан Хуэйчжу Главный исполнительный редактор журнала «Китай»
Tags: Китай, книга
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments